Scratch – визуальный язык программирования, с помощью которого не только дети, но и взрослые могут научиться создавать собственные онлайн-проекты с нуля.
Кот Скретчер – персонаж и логотип Scratch
В нашей статье мы, школа программирования для детей «Пиксель», подробнее рассмотрим этот совсем «недетский» язык программирования. А также расскажем о том, чему на самом деле можно обучиться в Скретч.
Скретч – это бесплатная программа для изучения программирования
Скретч – разработка медиа-лаборатории Массачусетского технологического института (MIT Media Lab). Название Scratch отсылает к микшированию (наложению) записей диджеев, поскольку Скретч позволяет учащимся создавать самые разные проекты – онлайн-игры, анимацию и даже мультфильмы, – используя звуки и изображения путем наложения блочного кода. В результате в режиме реального времени можно увидеть конечный результат, запустить созданную игру и далее быстро внести изменения в блочный код.
Так выглядит рабочее окно в Скретч
Программа, разработанная MIT Media Lab, распространяется бесплатно и доступна на 70 языках.
На данный момент на Scratch создано более 67 миллионов проектов, пользователи ежедневно делятся ими на сайте программы.
На официальном сайте Scratch можно найти проекты, в том числе разработанные профессиональными дизайн-студиями
Скретч – визуальный инструмент, простой и понятный в изучении
В Скретч не требуется знание языков программирования или веб-дизайна, в этой программе пользователь оперирует различными блоками команд, которые выглядят как кирпичики Лего, и собирает из них команды, отвечающие за действия персонажей в игре.
Так выглядит блочный код в программе
Для самых маленьких Скретч предлагает версию Скретч Джуниор, где вместо надписей используются стрелки клавиатуры.
Интерфейс Scratch Junior
Изучать Скретч Джуниор можно уже с 6 лет. Детям будет интересно собирать игры, ведь код напоминает им игры в пазлы. А красочный интерфейс программы не дает заскучать.
Скретч помогает изучать продвинутые языки программирования – Python и JavaScript
Скретч – это объектно-ориентированная среда, где мы можем взять любой объект и запрограммировать его действия в игре, а именно:
- перемещать его;
- изменять внешний вид персонажа с помощью графического редактора;
- добавлять звуки и т.д.
Удобный графический редактор в Скретч напоминает инструмент Paint от Microsoft
В результате этих команд в Скретч можно создать сложные игры с несколькими уровнями прохождения или рассчитанные на нескольких игроков.
Изучив принципы программирования команд в Скретч, проще будет перейти на изучение JavaScript и C++. Навыки в Scratch помогут освоить текстовое кодирование с использованием переменных, условных обозначений, циклов и списков.
Программирование в Скретч имитирует процесс написания кода
При программировании в Scratch вся логика кода реализуется через блоки и фигуры из кусочков головоломки, из которых и состоит код. Каждый тип данных имеет свою форму и слот.
Простая игра на Scratch, которая заставляет котика двигаться вправо и влево, и пример кода для ее запуска
Блоки могут быть быстро и легко встроены в связки, которые создают полнофункциональные сценарии. Суть такого программирования – помочь пользователю максимально быстро достичь поставленной задачи: заставить двигаться предмет и воспроизвести определенный алгоритм действий. Считается, что именно быстрая реализация заданных действий в Скретч поможет увлечь программированием как ребенка, так и взрослого.
После изучения Скретч процесс освоения новых языков или программ несомненно будет даваться намного легче, ведь самое главное в программировании – понимание принципа построения кода и логики его воспроизведения.
Блочное программирование в Скретч лежит в основе визуального программирования профессионального и промышленного софта
Визуальное программирование уже давно используется в ПО и узкоспециализированных приложениях.
Например, визуальное программирование применяется в Unity – популярном игровом движке, на базе которого созданы такие игры, как Pokemon Go, Subnautica, Kerbal Space Program.
Визуальное программирование в Unity
В Unity пользователь может отладить игровую механику без ввода текстового кода. За счет этого ускоряется процесс создания игры или приложения, а также значительно упрощается процесс совместной работы над проектами различных специалистов: веб-дизайнеров, специалистов по 3D-графике и веб-разработчиков.
А еще такой визуальный скриптинг используется в моделировании бизнес-процессов BPM-системы.
BPM (Business Process Management) – система процессного управления компаниями, которая рассматривает бизнес-процессы как особые ресурсы, непрерывно адаптируемые к постоянным изменениям. Решения BPM обеспечивают выгоду для организаций за счет постоянного улучшения данных процессов.
Пример моделирования процессов в интуитивном редакторе ELMA BPM
Преимуществом такого моделирования является отсутствие необходимости привлекать целые IT-отделы, схему можно составить из готовых блоков в конструкторе.
Такое моделирование бизнес-процессов помогает структурировать работу в международных корпорациях с тысячами сотрудников и продумать логику всех процессов.
Как мы видим, изучение программирования на Scratch будет полезно не только детям, но и взрослым. Ведь принцип «визуального кода», который используется в Скретч, применяется в работе над сложными промышленными проектами. Что касается повседневного применения, то примеры использования блоков вместо текста также вы можете уже сейчас увидеть в конструкторах для создания сайтов, дизайнерских программах и в робототехнике.
Для того чтобы начать изучение Скретч, советуем начать с бесплатного курса по Scratch, для дошкольников рекомендуем курс Scratch Junior.
Источник: www.seonews.ru